Реклама на портале
породыуходразведение покупки общениеконкурсы отдых литература энциклопедия
породыуходразведение покупки общениеконкурсы отдых литература энциклопедия
в мире животных
2003, № 3
2003, № 4
2003, № 6
2003, № 7
2008
2009
Бланк подписки
О журнале
№ 1, 2001
№ 10, 2000
№ 11-12, 2000
№ 2, 2001
№ 3, 2001
№ 7-8, 2000
№ 9, 2000
затерянный мир
между кошкой и собакой
чудеса
анекдоты
астрология
сонник
творчество читателей
охотничьи рассказы
animal_style
на досуге



на главную страницуновостикарта сайта пишите нам




   Поводок | Литература | "В мире животных" | № 1, 2001 |

  О чём думает попугай Алекс?



По материалам иностранной прессы
Евгений Солдаткин

Сегодня Алекс известен многим. Конечно, до популярности кинозвезд ему еще далеко, но в мире науки его уже знают. Еще бы! Этот попугай демонстрирует незаурядные способности.

А началось все так. Однажды (это случилось в 1977 году) на распродаже домашних животных Ирэн Пепперберг приобрела молодого африканского серого попугая. Ему шел всего лишь 2-й год. Ирэн – этолог, т.е. ее работа связана с исследованием поведения животных. Живет она в Ивенстоне (штат Иллинойс, США) и работает в местном университете.

Покупая попугая, Ирэн знала, что его воспитанием всерьез не занимались. Не успел он приобрести и дурных привычек. Одним словом, это был прекрасный экземпляр как для изучения, так и для обучения. Согласитесь, имея крупного попугая, вряд ли кто-либо не попробовал бы научить его хотя бы разговаривать.

Со времени покупки Алекса прошло более 30 лет. Поднеся к птице круглый поднос, на котором лежат две деревянные палочки и три ключа, Ирэн спрашивает:
– Сколько ключей?
– Пя-а-а-ть, – отвечает Алекс.
– Нет, не сколько предметов, а сколько ключей?
– Тр-р-ри! – охотно отвечает Алекс.
– Хорошо, Алекс.

Идут очередные занятия. Да, Алекс умеет считать. Конечно, не до сотни. Он знает такие предметы, как грецкий орех, бумага, зерно, и не путает их между собой. Он различает цвета и формы. Он говорит «хочу», когда действительно чего-то желает, и «нет», если не хочет. Он давно уже усвоил понятия «тот же» и «другой», применяя их к предметам, которых раньше никогда не видел.

«Люди не верят, что попугаи способны к чему-то еще, кроме подражания, – говорит Ирэн. – Но мы доказали, что они способны и к абстрактному мышлению». Так ли это? Ученые Роджер и Сью Савидж-Рамбаух обучили языку жестов шимпанзе. Обучали они обезьян и общению с человеком с помощью компьютера. Эти эксперименты приобрели довольно широкую известность. Однако нашлись оппоненты, которые доказывали, что шимпанзе лишь копировали движения своих учителей или же демонстрировали условные рефлексы. Но после того как шимпанзе, умеющие пользоваться языком жестов, стали обучать этому же соплеменников, мнения о возможности абстрактного мышления и общения с помощью примитивных знаков стало распространяться все шире и шире. За высшими приматами такие способности уже признали.

Но мышление и речевое общение у птиц... Скептики утверждают, что Пепперберг, как и многие другие ученые, работающие над вопросами коммуникабельности животных, видят в действиях Алекса слишком много, в то время как это – всего лишь трюки. Но Ирэн настаивает на том, что ее многолетние наблюдения и занятия с попугаем говорят о наличии абстрактного мышления у этих птиц.

В своей работе с Алексом Ирэн использует, как она говорит, «заслуженную награду». Например, она поощряет попугая орехом только тогда, когда он его попросит, а не за каждое выполненное упражнение. Если он просит пробку, то ее и получает, просит орех – получает орех. Вспомним, ведь и человек, обучая некоторым словам своих детей, дает им те предметы, которые они просят, используя при этом их названия.

«Идея такого обучения заключалась в том, чтобы связать предмет и слово, – рассказывает Ирэн. – Если Алекс говорит «пробка», мы даем ему именно пробку, а не что-нибудь съедобное». Попугай быстро усвоил название многих предметов. Он различает и называет несколько цветов. При занятиях Алекс в 80% случаев давал совершенно правильные ответы на вопросы, называя предметы и их цвет.

С годами словарный запас Алекса расширился, совершенствовалась и гибкость, с которой он им пользовался. Он научился выражать свои требования, пользуясь словом «хочу». Он мог внезапно прервать эксперимент словами «хочу орех» или «хочу банан». И мог даже отказаться от продолжения работы до тех пор, пока ему не давали то, что он просил. Он научился осмысленно говорить слово «нет», отвергая тот или иной предмет, действие или лицо, причем иногда подчеркивал свое «нет» легким постукиванием клюва. Много труда пришлось затратить на его обучение понятиям «тот же» и «другой». Сегодня, когда попугаю показывают зеленый квадрат и такой же красный и при этом спрашивают, чем они отличаются, он уверено отвечает: «Цветом».

Если Алекс хочет обратить на себя внимание, он кричит: «Иди сюда», но если он не хочет чего-то исполнить, то отказывается с употреблением слов «не хочу» («Не хочу идти к доске!», «Не хочу идти на стул!»). Однажды во время видеозаписи, правильно определив цвет банана, он сказал, обращаясь к Ирэн: «Ты меня пощекочешь?» А когда она протянула руку, предупредил: «Осторожно!»

И все же некоторые психологи смотрят на работу Пепперберг с предубеждением. Так, профессор психологии из Колумбийского университета (США) Герберт Террасе, ранее критиковавший «язык» шимпанзе, сказал, что даже если Алекс пользуется словами, неверно называть это речью. Но Пепперберг никогда и не утверждала, что Алекс пользуется речью со всеми сложностями грамматики и синтаксиса. Он может использовать только отдельные слова, отображая простые, но все же абстрактные понятия.

Но ведь, кстати сказать, вопрос о том, что составляет основу понятия «речь», до сих пор остается открытым, хотя на эту тему написано множество работ. Герберт Террасе тем не менее допускает, что если Алекс и не пользуется речью в полном смысле этого слова, то все же демонстрирует происходящий в нем сложный умственный процесс, с чем трудно не согласиться. «Попугаи имеют определенные познавательные способности, которые раньше людьми недооценивались», – говорит он.

Значение работы Ирэн Пепперберг с попугаем Алексом выходит далеко за рамки вопроса о способности к общению с одной птицей или даже с одним видом. Пользуясь при изучении поведения животных больше словами, чем электродами, ученые будут все больше узнавать о том, что они думают и как можно сравнить этот процесс с мышлением человека. «Животные в природе – не автоматы, – убеждена Ирэн, – они перерабатывают полученную информацию и принимают определенные решения. Их общение между собой может оказаться гораздо более сложным, чем мы думаем».



   
ВСЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА



ПОИСК
По сайту
В конференции
В энциклопедии
Кроме конференций
 
Все для животных в зоосупермаркете «Соленый Пес»
ЧИТАТЬ ЕЩЕ
Китайская хохлатая: голышом и в пуховике
О чем могут рассказать следы на снегу?
Дай, друг, на счастье лапу мне...
Соленые брызги из-под копыт
Последняя династия морских драконов
Голубиная почта
Зимние портреты
Корниш-рекс
Москва — Киргизия
Узнают ли себя животные?
АНОНС
Киевский зоопарк приветствовал посещение Поводка шумом, клекотом, свистом, рычанием и другими, иногда трудно поддающимися словесному обозначению звуками.
АНОНС
В летние месяцы Таллиннский зоопарк организует «поздновечерние экскурсии»...
АНОНС
Тут вы не встретите тесных клеток и не увидите животных с печальными глазами, тут все живут так, как им хочется в своем естественном мире. Это парк для истинных любителей животных и тем, кто побаивается «зверских морд»...
породыуходразведение покупки общениеконкурсы отдых литература энциклопедия
  © 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp. Project of Lavtech.Com Corp.