Реклама на портале
породыуходразведение покупки общениеконкурсы отдых литература энциклопедия
породыуходразведение покупки общениеконкурсы отдых литература энциклопедия
в мире животных
2003, № 3
2003, № 4
2003, № 6
2003, № 7
2008
2009
Бланк подписки
О журнале
№ 1, 2001
№ 10, 2000
№ 11-12, 2000
№ 2, 2001
№ 3, 2001
№ 7-8, 2000
№ 9, 2000
затерянный мир
между кошкой и собакой
чудеса
анекдоты
астрология
сонник
творчество читателей
охотничьи рассказы
animal_style
на досуге



на главную страницуновостикарта сайта пишите нам




   Поводок | Литература | "В мире животных" | № 7-8, 2000 |

  Что ты думаешь о лягушках?



Фарфоровые фигурки двух лягушек или жаб. Китай. XVIII в.О земноводных знают почти все. Если спросить: «Что ты думаешь о лягушках?», обычным ответом будет или безразличие, или отвращение к ним. Однако лягушки, жабы и многие другие представители этого класса животных с давних времен известны людям. В мировоззрении некоторых народов древности они играли куда более важную роль, чем теперь. Эта роль была то положительной, то отрицательной. Например, лягушек и жаб многие племена связывали с плодородием, возрождением и т.п. Вероятно, это обусловлено годовым циклом активности этих животных: их «исчезновением» на зиму (или, в южных странах, на сухой сезон) и «появлением» во время «возрождения» природы (весной или с началом влажного сезона). Поэтическую обработку таких представлений можно найти, например, в древнеиндийской поэме «Рамаяна», а в «Ригведе» есть даже специальный гимн лягушкам, появляющимся вместе с муссонными ливнями. Предполагают, что этот гимн составлял часть специального ритуала по вызыванию дождя.

Связь лягушек с водной стихией и с подземным миром прослеживается и в мифах многих других народов почти во всех частях света. Полагали, что она держит на спине мир, приурочена к корням «мирового древа», играет важную роль в возникновении мира и т.п. Подобные мифы известны не только в южных странах, где земноводных много, но даже у сибирских народов России (хантов, манси, алтайцев и др.), живущих в высоких широтах, где амфибии немногочисленны. Так, селькупы не убивали лягушек, поскольку верили, что лягушки спасли их народ от злого духа, который хотел всех утопить. Положительное отношение к земноводным в фольклоре проявляется и более утилитарно. К примеру, на юго-западе бывшего СССР бытовало представление о том, что обилие лягушек указывает «здоровое место». Это могло отражать первые попытки использования земноводных для биоиндикации и мониторинга окружающей среды. Еще в XIX веке в Молдавии люди верили, что лягушек нельзя убивать, так как они созданы Богом для очищения отравленной воды. А украинские крестьяне помещали квакшу в крынку с молоком, чтобы оно не скисло.

Каменное изображение ацтекского бога Ксолотля Наряду с другими животными, лягушек (как взрослых, так и головастиков) широко использовали в традиционной тибетской медицине, опыт которой был обобщен в классическом буддийском трактате «Чжуд-Ши». Знаменитый таджикский врач Абуали Ибн Сина (Авиценна) (980—1037) в своем «Каноне врачебной науки» рекомендовал применять мясо и отвары лягушки как средство против укусов змей и шпанских мушек. Он также рекомендовал накладывать мясо лягушки на укушенную часть тела. Любопытно, что в Пермской области еще в XIX веке мясо лягушки накладывалось на раны для лечения укусов змей. Этот метод, как известно, неэффективен. А вот применение лягушачьей икры для изготовления пластыря, бытовавшее примерно в то же время в европейской части России, более оправдано, так как выяснено, что эта икра обладает бактерицидными свойствами. Поэтому в те времена, когда искусственные бактерицидные пластыри не были известны, такой метод мог быть полезен. В традиционной медицине используют и много других видов земноводных, в основном лягушек и жаб, особенно широко в странах Юго-Восточной Азии (где, кстати, и фольклор о них очень разнообразен). Помимо физической медицины, лягушки и жабы (как существа, связанные с подземным миром) широко применялись в колдовстве, в том числе у ряда племен Южной Америки и Африки. В Сибири изображения лягушек употреблялись шаманами нанайцев, орочей, бурят, алтайцев-телеутов, удэгейцев и других народов при камланиях против болезней. С другой стороны, с помощью частей тела лягушки (особенно костей) колдуны пытались оказывать влияние на других людей. В старину некоторые якуты считали, что особым образом полученные кости лягушки можно использовать для того, чтобы выиграть дело в суде. Использование лягушачьих костей в магии кое-где сохранилось до наших дней. Яды земноводных (жабы-аги в Северной Америке, древолазов в Южной и т.д.) применялись местными племенами для отравления стрел при охоте и на войне. Об эффективности этого говорит хотя бы тот факт, что яда одной маленькой лягушки-древолаза хватает, чтобы убить 50 ягуаров! И немудрено: ведь у нее самый сильный яд среди позвоночных животных.

В мифологических представлениях древних славян, немцев и других европейских народов лягушки рассматривались как «превращенные» люди. Этот мотив отражен в известной русской сказке о Царевне-лягушке, а также в образе лягушачьего принца в германском фольклоре. Мифы о превращении людей в лягушек известны и в других частях света, к примеру, на Филиппинах. Лягушки использовались в качестве тотема у многих народов, а мексиканские индейцы считали этих животных прародителями человеческого рода. У них же сохранился любопытный миф о божественных близнецах, одним из которых является Ксолотль, его прообразом был аксолотль, хорошо известный многим любителям аквариума.

Сосуд в виде мифических лягушек-ягуаров из Южной Америке Скрытный образ жизни земноводных, вероятно, был одной из причин того, что в фольклоре они часто связываются не только с водным, но и с подземным миром. На этом основано и отрицательное отношение к ним в мифах ряда народов. Так, ительмены (коренные жители Камчатки) считали сибирского углозуба посланником-шпионом подземного духа Гаеча. По их мнению, этот шпион следил за человеком, чтобы вернуться к своему сверхъестественному хозяину и предложить ему этого человека в качестве избранника. Распространены суеверия насчет того, что эти животные вызывают болезни людей и приносят другой вред: «самозарождение» лягушек и тритонов в человеческом теле с вредными последствиями, уничтожение урожаев и т.д. Некоторые из таких поверий могут представлять собой смесь понятий о реальной биологии земноводных и имитационной магии: например, убийство лягушки вызывает дождь; прикосновение к жабе может вызвать бородавки на коже человека (или, наоборот, выделения жаб можно использовать от бородавок) и т.д. Такие представления ярко проявлялись и в трудах многих античных и средневековых авторов Европы. Например, в Западной Европе, а на территории бывшего СССР в Закарпатье, обитает обыкновенная саламандра — красивое хвостатое земноводное, окрашенное в черный цвет с желтыми пятнами. По ядовитости она мало чем отличается от наших жаб. Однако знаменитый древнеримский естествоиспытатель Плиний Старший засвидетельствовал такие представления о ее ядовитости: «Среди всех ядовитых животных саламандра — самое злобное. Другие животные наносят вред отдельным людям, но не уничтожают сразу многих; кроме того, говорят, что они, ранив человека, гибнут и уже не принимаются землей; саламандра же может убить целые народы, если они неосторожны. Если саламандра влезет на дерево, то все плоды отравляет ядом и те, кто их съест, умирают от озноба, как при отравлении аконитом. Даже если испечь хлеб на дровах, которых она коснулась или на кору которых наступила, он будет отравлен; то же произойдет с водой, если саламандра упадет в колодец. Если же она своей слизью обрызгает какую-нибудь часть тела или ногу, то со всего тела выпадут волосы. Однако столь ядовитое животное поедается свиньями, не представляя для них ничего необычного». Это мнение пересказывали многие средневековые писатели, и в те времена саламандру нередко рисовали в виде ядовитой змеи. Вот до каких масштабов мифологизированное мышление увеличило ядовитость ее кожных выделений! А ведь они не спасают саламандру даже от многих мелких хищников: ужей, хищных птиц и млекопитающих.

В наше время, особенно в странах Запада и в бывшем СССР, отношение людей к земноводным заметно меняется в лучшую сторону. На место брезгливости или безразличию приходит симпатия. Земноводных все чаще держат в террариумах; забавные образы лягушек появляются на майках, в мультфильмах и т.д. Будем надеяться, что это поможет сохранить земноводных от вымирания в условиях наступающей технократической цивилизации!



   
ВСЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА



ПОИСК
По сайту
В конференции
В энциклопедии
Кроме конференций
 
Все для животных в зоосупермаркете «Соленый Пес»
ЧИТАТЬ ЕЩЕ
О чем молчит белый аист?
Красное лето
Хорошее отношение к лошадям
Монарх в опасности!
Летняя экскурсия по Москве-реке
Здесь всегда есть чем поживиться
«Белый горец»
Сколько стоит это животное?
Над водой и под водой
Возвращение экспедиции
АНОНС
Киевский зоопарк приветствовал посещение Поводка шумом, клекотом, свистом, рычанием и другими, иногда трудно поддающимися словесному обозначению звуками.
АНОНС
В летние месяцы Таллиннский зоопарк организует «поздновечерние экскурсии»...
АНОНС
Тут вы не встретите тесных клеток и не увидите животных с печальными глазами, тут все живут так, как им хочется в своем естественном мире. Это парк для истинных любителей животных и тем, кто побаивается «зверских морд»...
породыуходразведение покупки общениеконкурсы отдых литература энциклопедия
  © 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp. Project of Lavtech.Com Corp.