Реклама на портале
породыуходразведение покупки общениеконкурсы отдых литература энциклопедия
породыуходразведение покупки общениеконкурсы отдых литература энциклопедия
праздники
новый год
выставки
музеи
"Международный день семьи" в Дарвиновском музее
В Москве появится "Подводный театр"
Всемирный музей мамонта откроет свои тайны
Выставка "ПОДВОДНЫЙ МИР БЕЛОГО МОРЯ"
Зоологический музей МГУ
Зоологический музей Санкт-Петербурга
Музей кошки: Кошка Маша, она же Катя
Обновилась экспозиция Музея природы моря и ее охраны на о. Попова
«Елагиноостровские гонки на собачьих упряжках 2009»
«Чувства животных»
зоопарки
цирки
татуировки
путешествия с животными
телепередачи
верхом на коне
благотворительные акции
Акции Клуба Много.Ру



на главную страницуновостикарта сайта пишите нам




   Поводок | Отдых | Музеи | Государственный Русский Музей |

  Выставка анималистики «Домашние и дикие» из собрания Государственного Русского музея



Государственный Русский Музей4 марта 2004 года в корпусе Бенуа открывается выставка анималистики «Домашние и дикие» из собрания Государственного Русского музея. Такая выставка, посвященная отражению животного мира в разных видах изобразительного искусства, устраивается в Государственном Русском музее впервые.

Особенностью настоящей экспозиции является комплексный показ скульптурных, графических, живописных произведений, работ декоративно-прикладного характера, творчества мастеров народного искусства из собрания музея. Выставка отмечает этапы и направления развития жанра в России XVIII-XIX веков, но ее основу составляют произведения, созданные после 1900 года и представляющие многообразие тематических линий, и трансформацию жанра на протяжении столетия.

С утверждением в России XVIII века «светского» искусства внимание художников параллельно с интересом к образу человека, обращается и к миру животных. При царском дворе создаются портреты четвероногих любимцев, «высокородных» животных увековечивают в фарфоре. В России восемнадцатого века даже существовала квалификация — «звериного художества мастер». Натурное рисование, стремление к достоверности отображения зверей и птиц мастеров XVIII века, подготовили расцвет анималистики в следующем столетии.

В XIX веке в произведениях искусства во главу угла ставится точность воспроизведения внешнего вида и объективное отражение проявлений натуры животного. Беспристрастный взгляд художника на «звериную модель» сохранялся многие десятилетия. В этот период образы домашних животных преобладают в станковых композициях — это сцены крестьянского быта, картины войн и парадов. Дикие звери и птицы появляются в охотничьих сюжетах или путевых набросках (И. С. Клаубер «Изображение совы, пойманной на корабле близ Японского берега», 1813 — гравюра по рисунку с натуры В. Г. Тилезиуса 1804 года).

В отдельную тему анималистического искусства выделяются кони. Сельское хозяйство, военные действия, охота и развлечения не обходились без лошадей, набирали силу конные заводы, а потому естественно внимание художников и скульпторов к этим красивым и выносливым животным. Среди работ на тему лошадей, особое место занимают графические работы А. О. Орловского («Раненая лошадь», 1809), Н. Е. Сверчкова (из «Альбома коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России», 1846–1852).

Безусловное же первенство принадлежит П. К. Клодту, с именем которого связано окончательное утверждение анималистического жанра в скульптуре России. Он был автором знаменитых петербургских памятников, в которых неизменно присутствовали изображения животных , а многочисленные модели скульптора стали своего рода эталоном в изображении лошадей. В его станковой пластике отражаются точные жизненные наблюдения, но также появляется и эмоциональная выразительность образов («Кобыла с жеребенком», 1845–1855). Ученик П. К. Клодта, отставной полковник Н. И. Либерих сумел найти свою тему в анималистике. Он изображал преимущественно персонажей охотничьих сцен, создавая не только композиции, но и «портреты» животных («Густопсовая борзая Славный», 1874).

Развитие анималистики в живописи связано в первую очередь с именами Н. Е. Сверчкова («Волки», 1885; «Борзая собака с лисой», 1890), поднявшего в своих произведениях зоологическую тему до уровня портрета и жанровой картины; П. П. Соколова, в живописных холстах которого ("Вьюга. (Пурга), 1886) и в акварелях, изображающих охотничьи сцены, животные всегда занимают ведущее положение. В рисунках и картинах А. С. Степанова, анималиста и пейзажиста, жизнь зверей, раскрывается в естественной для них среде обитания («Травля волка», «Напуск гончих», «Лоси в лесу»). Соколов и Степанов принесли свое видение природы и в искусство книжной иллюстрации (П. П. Соколов. «Генерал Топтыгин», 1875).

Фигурками зверей или птиц, связанных либо с родовой геральдикой изображенной персоны либо со спецификой ее профессиональных занятий, в Х1Х веке иногда украшались персональные рамы к портретам (рама к «Портрету И. Р. Тарханова» И. Е. Репина). «Звериные образы» появляются и в медальерном искусстве, где животные предстают не только представителями конкретной породы, но и носителями характеров, а иногда и определенных настроений (Л. Х. Штейман. «Медаль общества любителей породистых собак», 1888).

Новый этап в истории жанра анималистики наступает на рубеже XIX и ХХ веков, когда изображение «братьев меньших», начинает основываться и на потребности художника сопереживать, выражать свое отношение к животным. В это время свои лучшие произведения создает А. Л. Обер («Белый медведь», 1898), в творчестве которого впервые появляется интерес к передаче индивидуальных характеров животных.

Переходом от академически стройной картины существования анималистики девятнадцатого века к пестрому полотну двадцатого можно считать творчество В. А. Серова, Л. В. Туржанского — в живописи и графике. Не будучи собственно анималистами, они проложили путь к образно-психологической и эмоционально-лирической трактовке животного. На смену внешне достоверным, но отстраненным образам аллегорических композиций приходят наполненные жизнью звери и птицы с выраженными особенностями характеров. В. А. Серов в иллюстрациях к басням И. А. Крылова (1911) выразил общность поведенческих черт зверя и человека. Мистические, знаковые фигуры обрели реальную «плоть и кровь» в живописи Н. К. Рериха («Зловещие», 1901).

В 1900–1910-е годы домашние животные становятся полноправными участниками городских сцен. Образы домашних животных выдвигаются живописцами на первый план, вне зависимости от принадлежности художника к тому или иному художественному течению, будь то рассказ о бытовых коллизиях (И. Л. Горохов «Жанровая сцена с курами и плачущим ребенком», 1900),философские размышления (П. Н. Филонов «Коровница») или концептуальные построения. Дикие звери и птицы постепенно перестают быть героями драматичных картин охоты и все чаще предстают как объекты заботы человека , живущие на свободе или обитающие в зоопарке.

Знакомство с европейскими зоопарками и , в частности, парижским, привело к появлению большого количества «звериных портретов», выполненных с натуры. (А.Добров «Манчжурские журавли», «Кондоры» 1911, Н. И. Альтман «Федька, уроженец Парижа» (между 1928 и 1935). Профессиональное художественное творчество одного из крупнейших анималистов ХХ века В. А. Ватагина началось с рисования в зоопарке и его переход к занятиям скульптурой связан с впечатлениями от европейских зоосадов. Работа над научными иллюстрациями к трудам профессора-орнитолога М. А. Мензбира, в Московском университете, где Ватагин обучался в начале ХХ века на естественном отделении физико-математического факультета, способствовала пополнению фундаментальных естественнонаучных знаний будущего скульптора. Художник работал в дереве, камне, бронзе, керамике, перламутре, кости, придерживаясь принципа — выполнять все произведения только своими руками, не передавая их каменщикам или резчикам. Он разработал метод карандашного наброска с живой натуры; свой способ работы в твердом материале; открыл свои красители для дерева; принес профессиональную точность ученого в скульптуру и станковый рисунок и личностно-эмоциональную окраску — в научную иллюстрацию. Своим творчеством и теоретическими высказываниями скульптор утверждал равноправие анималистики с другими жанрами изобразительного искусства, стремился помочь ее признанию.

Второй непревзойденный мастер-анималист, сыгравший большую роль в развитии жанра на протяжении почти всего ХХ века — И. С. Ефимов. Его, ученика В. А. Серова, называли «королем животных». В 1930-е годы Ефимов нашел новый для себя материал для рисования — мягкий литографский и итальянский карандаш. А его отношение к скульптурным материалам , способствовало сближению пластического и декоративно-прикладного искусств , проявившееся позже в анималистическом жанре (Е. И. Чарушин, чернильный прибор «Медвежата», 1951, А. В. Щекатихина-Потоцкая, пепельница «Голубь», 1947; икорница с крышкой «Карп», 1951).

Анималистический жанр традиционно присутствует в книжной иллюстрации, особенно в области детской книги. В работах В. В. Лебедева, Н. А. Тырсы (который был родоначальником анималистики в детской книге), В. М. Ермолаевой животный мир становится узнаваемым и близким, благодаря любви художников к предмету изображения.

В середине 1920-х годов в Детгизе под руководством В. В. Лебедева начинает активно работать плеяда молодых творцов, среди которых анималистами по призванию можно назвать Е. И. Чарушина и В. И. Курдова. Сын губернского архитектора города Вятки, Е. И. Чарушин с детства привык к зверью. Приехав в Петроград, он часто ходил в зоопарк, наблюдая и зарисовывая там различных животных и птиц. Став детским писателем, Чарушин создал неповторимую коллекцию правдивых и трогательных образов звериных детенышей в рисунках, литографиях и даже в фарфоре. Чарушин считается одним из родоначальников эстампа для детей. Литографированные листы, выполненные в 1930-е годы, предназначались для украшения «детского» интерьера.

Для становления и развития творчества В. И. Курдова, как анималиста, большое значение имела дружба с известным орнитологом и писателем-натуралистом В. И. Бианки. Совместные поездки на Дальний Восток, на Алтай во многом сформировали Курдова как художника — иллюстратора. Его иллюстрации к книгам Бианки — от повести о саянском соболе «Аскыр» (1927) до знаменитой «Лесной газеты» (1938–1940), — в большинстве своем по форме являющиеся станковыми рисунками, стали настоящей энциклопедией жизни животных, отличаясь научной точностью в передаче облика и повадок обитателей полей и лесов, а также удивительной виртуозностью исполнения. «Всю жизнь я смотрю с восхищением на лошадей…Они меня волнуют…» — так скажет В. И. Курдов в своей книге «Памятные дни и годы». В течение всей жизни он не расставался с любимой темой: неоднократно посещал скачки, рысистые бега, бывал на конных заводах, наблюдая за резвящимся молодняком и улавливая позы, характерные для взрослой лошади. Лошадей он изучил настолько досконально, что для создания, в 1970-е годы, серий «На конном заводе», «На Псковском ипподроме» ему не потребовались дополнительные наблюдения.

Увлечение лошадьми свойственно было многим художникам ХХ века, и отнюдь не только анималисты, отдали им дань в своем творчестве. Это Р. Р. Френц ("Охота ХV века, «Битюг», 1922), В. И. Тюленев («Весеннее утро. Рассвет», 1976), К. М. Симун («Лошадь», 1960-е), Д. В. Прасолов («Табун», 2002). Потомственным казаком был Н. А. Тырса, вероятно, поэтому он так хорошо знал все лошадиные повадки («Коновязь», 1932).

Для скульптора Б. Я. Воробьева, черпавшего идеи и вдохновение в зоопарках, заповедниках, цирке, фарфор в течение продолжительного времени был основным материалом воплощения любимых тем. Воробьев стал первым скульптором, рискнувшим представить в Академии Художеств в качестве дипломной работы противоречащие нормам учебного заведения «звериные скульптуры». С этого момента интерес скульптора сосредоточивается на образах диких, необычных животных, и сквозной темой его творчества становятся черные пантеры.

В конце 1950-х — 1960-е годы скульпторов, живописцев и графиков занимает жизнь села со всеми ее радостями и печалями, проблемами и надеждами. Обостряется восприятие роли домашнего животного как друга и помощника человека (И. А. Тенета «В телятнике. (Нежность)», 1960; М. Г. Греку «Мальчик с быками», 1966).

А начиная с 1970-х годов , все чаще в поле зрения художников попадают собаки и кошки (А. И. Хаустов. «Кот», 1976; О. Ю. Скарайнис. «Кот», 1982; Д. Н. Тугаринов. «Кавказская овчарка», 1987) и начинают играть ведущие роли даже в портретах или композициях с участием людей.

Тема «рожденных свободными» нашла яркое воплощение в произведениях скульптора А. В. Марца, который посвятил свое творчество миру животных, хотя и не считался «стопроцентным анималистом». И, несмотря на его признание в том, что он подбирает зверя под тот или иной мотив формообразования, во всех кабанчиках, лисах, жирафах, рыбах скульптора любовь к животным превалирует над любыми формальными поисками.

С конца 1970-х годов восприятие животного как самоценного творения природы играет все меньшую роль. Изображения животных наполняются метафорическим смыслом, становятся выразителями размышлений художников разных направлений, о жизни, судьбе, человеке. Триптих Н. В. Богушевской «Жизнь птицы» (1980) по существу являются притчами о жизни и смерти. Все чаще человек отождествляет себя с животным, причем не обязательно в драматическом контексте (В. А. Петровичев. «Цапелька. (Автопортрет)», 1987). К 1990-м годам все эти раздумья объединяет глобальная тема экологии (В. А. Данилов. «Рыба», 1992). Теперь становится несущественным разделение на диких и домашних, поскольку человек — тоже животное. Чувствуют и страдают все одинаково. Дикие звери приходят в город, домашние персонифицируются, поднимаются выше своих хозяев (В. А. Данилов. «Кот и рыба», 1993), и пределом размывания границ между людским и животным мирами становится «Микроб» Д. В. Прасолова (2001).

Источник: Пресс-служба Русского музея; тел./факс: 117-81-55, e-mail: press@rusmuseum.ru.


   04.03.2004
Ссылки по теме
Официальный сайт Государственного Русского Музея



ПОИСК
По сайту
В конференции
В энциклопедии
Кроме конференций
 
Вступайте в Клуб Много.ру и получайте подарки за товары для ваших питомцев и ветеринарные услуги!
АНОНС
Киевский зоопарк приветствовал посещение Поводка шумом, клекотом, свистом, рычанием и другими, иногда трудно поддающимися словесному обозначению звуками.
АНОНС
В летние месяцы Таллиннский зоопарк организует «поздновечерние экскурсии»...
АНОНС
Тут вы не встретите тесных клеток и не увидите животных с печальными глазами, тут все живут так, как им хочется в своем естественном мире. Это парк для истинных любителей животных и тем, кто побаивается «зверских морд»...
породыуходразведение покупки общениеконкурсы отдых литература энциклопедия
  © 2000 - 2014 Lavtech.Com Corp. Project of Lavtech.Com Corp.